РАДУГА ТВОРЧЕСТВА

РАДУГА ТВОРЧЕСТВА

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  


Краевое государственное казенное образовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

 «Школа - интернат  № 14»

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Ковроткачество»

для  7 - 8  класса

2021 – 2022 учебный год

 

 

                                                   Составитель: 

Ковылина Елена Константиновна

                                                          учитель высшей 

квалификационной категории

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Изучение духовной и материальной культуры народов нашей страны, сохранение и развитие народного творчества во многом ложится на подрастающее поколение. Постоянно развивая интерес учащихся, педагоги дополнительного образования стремятся показать не только красоту народного и декоративно-прикладного искусства, но и его значимость в современной жизни.

Ковровая вышивка является частью декоративно-прикладного искусства. Текстильные панно, выполненные в технике ковровой вышивки, называют нетканым гобеленом, то есть выполненным не в традиционной для гобелена технике. Несколько лет назад возник миниатюрный гобелен. Именно эта ветвь нашла наибольшее распространение в обучении детей, ее виды и характер композиции. Основы его понимания, в процессе обучения, выявляют содержательные корни этого вида искусства, его познавательную и воспитательную функцию, позволяют определить его как важнейшую часть декоративно-прикладного искусства. Ковровую вышивку можно назвать живописью, где краски заменяются пряжей. Эстетическое воспитание на занятиях творческого объединения является немаловажным дополнением к основному образованию. Любовь к прекрасному, чувство гармонии и красоты окружающего мира и предметов, желание самому создать что-либо похожее, прекрасное, повышает творческую активность формирующейся личности.     

Направленность программы «Ковроткачество»  -  художественная. Программа направлена на приобщение обучающихся к миру декоративно-прикладного искусства через освоение ковровой вышивки, оформления окружающего предметного пространства, на создание предметов текстильного дизайна; на выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.

            Актуальность данной программы заключается в сохранении культурной и исторической самобытности России. Декоративно-прикладное творчество органично вошло в современный быт и продолжает развиваться. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде характер духовно-художественного постижения мира.

Новизна. Содержание программы включает изучение тем по дизайну интерьера, а также темы по изучению и использованию в современном творчестве орнаментальных мотивов русского народа и народов Дальнего Востока. Ведущей идеей данной программы является: развитие трудовых технических навыков изготовления изделий, развитие эстетического вкуса, творческой активности.

Программа обучения нетканым ковровым гобеленам состоит, в основном, из практических занятий, где педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой детям предоставляется возможность самостоятельного выбора своего сюжета или композиции. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей у воспитанников, для этого продумываются темы бесед о творчестве художников, мастерах ковровых гобеленов, народных мастерах. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного искусства помогают школьникам глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. С этой целью используется демонстрация слайдов, репродукций, образцов выполненных работ.

Особенность программы заключается в том, что ее реализация целесообразна в системе внеурочной деятельности, так как для занятий требуются специальные ковровые иголки, крючки и вспомогательное оборудование для каждого обучающегося.

Педагогическая целесообразность.

Занимаясь по программе: «Ковроткачество» учащиеся имеют возможностью не только овладеть умениями и навыками изготовления ковровых гобеленов, но и обогащают свои представления о народном творчестве, в полной мере реализуется их творческий потенциал и формируется эстетический вкус.

Цель программы: Создание условий для творческого развития личности обучающихся, формирование у них интереса к ковроткачеству, посредством приобщения к ковровой вышивке, как виду современного декоративно-прикладного искусства.

Задачи: Образовательные:  познакомить:

            - с историей возникновения ковровой вышивки;

            - с основами цветоведения;

           - с инструментами и материалами для ковровой вышивки;   
           - обучить техническим приемам выполнения ковровой вышивки и созданию

            различных изделий на ее основе.

            Развивающие:

           - развить интерес к ковровой вышивке, к сохранению и развитию данного вида

            творчества;

            - содействовать развитию творческих способностей и творческого мышления у

            обучающихся.

           Воспитывающие:
           - способствовать формированию трудовой активности обучающихся;

           -содействовать формированию аккуратности, усидчивости;

           - воспитывать чувства удовлетворения от полученного результата.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа рассчитана на 2года обучения. Возраст обучающихся по программе: 7-8 класс. Общий объем программы – 34 часа (1 час в неделю). Наполняемость группы - 8 человек. Организация режима проведение занятий, а также комплектование групп производиться в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.  Продолжительность одного занятия – 40 минут. Режим занятий: 1 раз в неделю 1 учебный час.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные:

- развитие эстетического сознания через освоение декоративно – прикладного творчества;

- развитие абстрактного мышления, внимания;

- формирование хорошего эстетического вкуса, развитие интереса и уважения к родной культуре,

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;

 - формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию;

- умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;

- умение оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.

- развитие фантазии, образного мышления, воображения;

 - формирование устойчивой заинтересованности в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира.

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- способность работать индивидуально и в группе;

Предметные:

- формирование практических навыков в области декоративно – прикладного творчества;

 - владение техникой создания нетканого коврового гобелена и различными способами эстетического оформления работы;

 - умение отличать различные виды ДПИ;

 - освоение терминологических знаний;

 - формирование начальных знаний по цветоведению и композиции;

 - развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира;

 - приобретение опыта создания художественного образа в декоративно-прикладном искусстве;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год

Наименование тем и разделов

Всего ч.

Теор

Прак

1

Вводное занятие. История ковроделия.  Дизайн интерьера.

1

1

-

2

Основы цветоведения.

1

0,5

0,5

3

Рабочий эскиз. 

1

0,5

0,5

3.1

Копирование рисунка на ткань.

1

 

1

4

Инструменты, приспособления и материалы.

1

0,5

0,5

4.1

Классификация нитей, тканей для основы. Подготовка нитей и ткани к работе.

1

 

0,5

 

0,5

 

5

Технология ковровой вышивки

 

 

 

5.1

5.2

Штриховое нанесение стежков.

Контурное нанесение стежков.

1

1

 

1

1

6

Изготовление  несложных  изделий

 

 

 

6.1

6.2

6.3

6.4

Сувенир «Сердечко».

Панно «Герои сказок и мультипликации».

Подарок к празднику.

Эстетическое оформление работ

4

8

8

2

 

 

 

 

4

8

8

2

7

Итоговая выставка в объединении. Анализ работ.

4

3

1

 

Итого:

34

4

28

СОДЕРЖАНИЕ  1 год

1. Вводное занятие.  История ковроделия.  Дизайн интерьера. Теоретическая часть: Введение в образовательную программу. Беседа «Из истории ковроделия». Дизайн интерьера. Текстиль в интерьере. Просмотр видеороликов. Ознакомление с учебным помещением, образцами изделий, выполненных педагогом. Техника безопасности.         

2 Основы цветоведения. Теоретическая часть. Краткие исторические сведения науки о цвете. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.  Практическая часть. Раскрашивание эскизов с подбором красок и оттенков, подбор фона. Подбор цвета в зависимости от характера и назначения изделия.
3. Рабочий эскиз. Теоретическая часть.Эскиз – рабочий или технический рисунок. Значение эскиза в изготовлении коврового гобелена. Основные правила создания эскиза. Графическое и цветовое решение (фон. тени, его гармоническое решениеПрактическая часть. Подбор темы, рисунка для коврового изделия. Разработка эскиза в цвете, мини-выставка эскизов.

3.1 Копирование рисунка на ткань. Практическая часть. Способы переноса рисунка на ткань (на просвет, через копировальную бумагу, на специальном устройстве).  Рисование и копирование эскизов простым карандашом.

4. Инструменты, приспособления и материалы. Теоретическая часть. Знакомство с инструментами, необходимыми для работы, подготовка к работе. Изучение техники безопасности при работе с ними.. Практическая часть. Правила пользования инструментами. Заправка иглы. Обработка полотна. Конкурс «Лучшая петелька».

5.  Классификация нитей, ткани для основы. Теоретическая часть. Рассказ о классификации нитей. Нити, требуемые для изготовления ковровых гобеленов. Свойства ткани для ковровой вышивки. Как подготовить нити и ткань  к работе. Практическая часть. Работа с нитями и тканью  различной текстуры, отбор нитей для работы. Конкурс «Золушка».

5.1.  Штриховое нанесение стежков. Теоретическая часть. Демонстрация и объяснение ведения строчки по прямой линии. Практическая часть. Заполнение геометрических фигур штриховыми стежками.

5.2. Контурное нанесение стежков. Теоретическая часть. Демонстрация и объяснение ведения строчки по контуру. Практическая часть. Заполнение геометрических фигур круговыми стежками. Конкурс «Разноцветные дорожки»
6. Изготовление несложных изделий. 6.1. Сувенир «Сердечко» Практическая часть. Знакомство с последовательностью изготовления сувенира. Изготовление сувенира «Сердечко». Сшивание деталей, набивка синтетическим наполнителем. декоративное оформление.

6.2. Панно «Герои сказок и мультипликации». Практическая часть. Выбор рисунка, работа над эскизом. Выбор материала, нитей в соответствии с цветовым решением, перенос рисунка на ткань, заполнение частей рисунка ковровой вышивкой. Обработка изнаночной стороны работы при помощи клея ПВА, разведенного водой (для закрепления нитей). Обработка края готового изделия.

6.3. Подарок к празднику. Практическая часть. Какое изделие можно подарить на праздник? Выбор будущего изделия. Подготовка эскиза или выбор готового. Подготовка ткани, нитей; перевод рисунка на ткань. Закрепление ткани на раме. Последовательное выполнение работы. Обработка готового изделия, эстетическое оформление.

6.4. Эстетическое оформление работ.  Практическая часть. Просмотр выставок, оформленные работы для выставочного показа. Эстетическое, декоративное оформление работ. Изготовление крепежа.

7. Итоговая выставка в объединении. Анализ работ. Теоретическая часть.  Выставка детских работ в объединении. Подведение итогов полугодия.  Презентация проектов. Практическая часть.  Работа по заполнению электронного каталога детских работ.

Календарно-тематическое планирование 1 год

Тема занятия

часы

Дата

1

Вводное занятие. История ковроделия.  Дизайн интерьера.

1

 

2

Основы цветоведения.

1

 

3

Рабочий эскиз

1

 

3.1

Копирование рисунка на ткань.

1

 

4

Инструменты, приспособления и материалы.

1

 

4.1

Классификация нитей, тканей для основы. Подготовка нитей и ткани к работе.

1

 

5

Технология ковровой вышивки

 

 

5.1

Штриховое нанесение стежков.

1

 

5.2

Контурное нанесение стежков.

1

 

6

Изготовление  несложных  изделий

 

 

6.1

6.2

Сувенир «Сердечко».

Панно «Герои сказок и мультипликации».

4

2

 

6.2

6.3

Панно «Герои сказок и мультипликации».

Подарок к празднику.

6

2

 

6.3

Подарок к празднику.

8

 

6.4

Эстетическое оформление работ

2

 

7

Итоговая выставка в объединении. Анализ работ.

2

 

Предполагаемые результаты по окончании 1 года
           Учащиеся должны знать:

         -историю возникновения ковровой вышивки;
         -инструменты и материалы, необходимые для изготовления гобеленов;
         -основы цветоведения;

         -технологию изготовления ковровых гобеленов.

         Учащиеся должны уметь:

         - рисовать эскиз для коврового гобелена;
         -планировать последовательность операций при работе над гобеленом;
         -изготавливать работу на основе эскиза и личных впечатлений;
         -правильно и аккуратно оформлять изделия.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  2 год

Наименование тем и разделов

Часы

Теор

Прак

1

Знакомство с работами мастеров. Ковровые панно в интерьере.

1

1

 

2

Орнамент в ковровых гобеленах. Орнаменты народов Дальнего Востока.

1

1

 

3

Работа с эскизом.

 

 

 

3.1

3.2

Переработка рисунка, выделение основных линий.
Цветовое решение (светотени в эскизе).

1

1

 

1

1

4

Устранение дефектов при изготовлении изделий.

1

0,5

0,5

5

Творческие проекты

1

0,5

0,5

5.1

5.2

5.3

5.4

Проект «Подушка-игрушка»

Панно на тему природы.

Коврик с геометрическим орнаментом

Коллективная работа «Цветы»

8

6

6

6

 

8

6

6

6

6

Итоговая выставка. Презентация проектов.

2

2

 

 

Итого:

34

5

29

СОДЕРЖАНИЕ 2 год

Знакомство с работами мастеров. Ковровые панно в интерьере.

Теоретическая часть. Знакомство с творчеством и др., просмотр презентаций, видеороликов и слайдов с работами мастеров, интерьеров с ковровыми гобеленами.

Орнамент в ковровых гобеленах. Орнаменты народов ханты и манси. Теоретическая часть. Беседа об основах орнаментального искусства разных территорий России и Дальнего Востока. Определение понятия «орнамент». Знакомство с видами орнамента – зооморфным, растительным, геометрическим и антропоморфным. Особенности  орнамента народов дальнего востока, основные мотивы. Практическая часть. Рисование растительных и зооморфных орнаментов.

Работа с эскизом. Теоретическая часть. Выбор темы для будущей работы, рисунка, подготовка технического рисунка.

            3.1. Переработка рисунка, выделение основных линий. Практическая часть. Выполнение эскизов в карандаше.

            3.2.Цветовое решение (светотени в эскизе).Теоретическая часть. Понятие «светотени» в эскизе, демонстрация иллюстративного материала. Практическая часть. Работа с эскизами - раскрашивание эскизов. Мини-выставка, анализ работ.

Устранение дефектов при изготовлении изделий. Теоретическая часть. Устранение возникших пороков при работе с гобеленами.
Практическая часть. Работа над образцами по устранению пороков.

Творческие проекты. Теоретическая часть. Алгоритм выполнения проекта.

5.1. Проект «Подушка-игрушка».  Практическая часть. Разработка индивидуального проекта «Подушка-игрушка». Цветовое решение. Подготовка эскиза в цвете. Перенос рисунка на ткань. Закрепление на раме. Последовательное заполнение рисунка ковровой вышивкой. Соединение деталей подушки. Декоративное оформление.

5.2.  Панно на тему природы. Практическая часть. Разработка индивидуального панно на тему природы (цветы, бабочка, ветка дерева, пейзаж и др.).  Цветовое решение. Подготовка эскиза в цвете. Перенос рисунка на ткань. Закрепление на раме. Последовательное заполнение рисунка ковровой вышивкой. Обработка изнаночной стороны изделия клеем ПВА. Оформление панно кистями, бахромой и др.

5.3. Коврик с геометрическим орнаментом. Практическая часть. Разработка эскиза коврика с геометрическим орнаментом. Цветовое решение. Перенос рисунка на ткань. Закрепление на раме. Последовательное заполнение рисунка ковровой вышивкой. Обработка изнаночной стороны изделия клеем ПВА. Оформление коврика кистями, бахромой и др.

5.4. Коллективная работа «Цветы». Практическая часть. Выбор мотивов орнаментов для тематической коллективной работы. Разработка эскиза будущей работы. Цветовое решение. Перенос рисунка на ткань. Закрепление на раме. Последовательное заполнение орнамента и фона ковровой вышивкой. Обработка изнаночной стороны изделия клеем ПВА. Соединение отдельных элементов в единое панно. Оформление панно в национальной тематике  кисточкам, бахромой и др. элементами из кожи, меха и бисера.

Подведение итогов. Презентация проектов. Итоговая выставка. Презентация проектов.

Календарно-тематическое планирование  2год- 34ч

Тема занятия

Часы

Дата

1

Знакомство с работами мастеров. Ковровые панно в интерьере.

1

 

2

Орнамент в ковровых гобеленах. Орнаменты народов ханты и манси.

1

 

3

Работа с эскизом.

 

 

3.1

Переработка рисунка, выделение основных линий.

1

 

3.2

Цветовое решение (светотени в эскизе).

1

 

4

Устранение дефектов при изготовлении изделий.

1

 

5

Творческие проекты

1

 

5.1

Проект «Подушка-игрушка»

2

 

5.1

5.2

Проект «Подушка-игрушка»

Панно на тему природы.

4

2

 

5.2

5.3

Панно на тему природы.

Коврик с геометрическим орнаментом

6

2

 

5.3

5.4

Коврик с геометрическим орнаментом

Коллективная работа «Цветы»

4

6

 

6

Итоговая выставка в объединении. Презентация проектов.

2

 

Предполагаемые результаты по окончании 2 года
           Учащиеся должны знать:

         - орнаменты разных народов;

        - творчество мастеров декоративно-прикладного творчества;
         -инструменты и материалы, необходимые для изготовления гобеленов;

         -технологию изготовления ковровых гобеленов.

Учащиеся должны уметь:

         - самостоятельно подбирать тематику будущего изделия;
         -подбирать цветовое сочетание работы;
         -выполнять эскиз с учетом выбранной темы;     

         -правильно и аккуратно оформлять изделия.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные методы и формы  работы

объяснительно-иллюстративные (демонстрация готовых изделий, иллюстрации, работа по схемам и таблицам);

репродуктивные (работа по образцам, упражнения);

частично-поисковые (выполнение заданий);

творческие (творческие задания, эскизы);

исследовательские (исследование свойств ниток, а так же других материалов для работы).

Методы и приемы, помогающие в усвоении материала, зависят от особенностей и специфики  каждой группы. Большое значение имеют беседы, ими педагог  пытается заинтересовать воспитанников. Рассказом  начинается новая тема. В беседе принимают участие все воспитанники. Она оживляет занятие, активизирует внимание. В процессе занятия используется, как правило, вводная беседа, в которой определяется цель занятия. В заключительной беседе закрепляются знания, полученные на занятии.  Инструктаж  включает в себя как словесную, так и практическую форму обучения, используется при объяснении и показе технологии вышивки ковра, при ознакомлении с правилами работы с иглой, ножницами и т.д.

Основные формы занятий: практическая, групповая, индивидуальная.

ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

выполнение индивидуальных заданий;

опросы;

участие в выставках декоративно-прикладного искусства;

итоговые выставки творческих работ.

При подведении итогов реализации программы проводятся выставки творческих работ обучающихся, где проходит обсуждение допущенных ошибок, отмечаются лучшие работы.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Промежуточный контроль:

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Цифровой, графический и терминологический диктанты.

Выполнение практических заданий различных уровней сложности.

Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

Участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Итоговый контроль:

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение творческой работы по собственным эскизам с использованием различных материалов. Формой итогового контроля является итоговая выставка по результатам учебного года.

Контроль уровня достижений обучающихся:

Уровень достижений обучающихся определяется по занятым призовым местам на конкурсах, фестивалях, концертах и т.д.

Мониторинг сохранности контингента:

за I полугодие учебного года;

за учебный год.

Ресурсное обеспечение

Ресурсное обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе данной рабочей программы для достижения планируемых результатов представлено следующими объектами и средствами:

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

-Классная доска;

- Персональный ноутбук (у учителя);

 2. Учебно-практическое оборудование:

 - Материалы для проведения практических занятий;

 - Инструкционные карточки.

 3. Информационные источники:

- Презентации для использования на занятиях;

- Учебные и документальные фильмы.

                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. «Антология вышивки». Подборка журналов.
2.Бардина “Изделия народных художественных промыслов и сувениры”
Москва, “Высшая школа”, 2013г.;
3.«Внешкольник». Подборки журналов.
4.«Воспитание школьников». Подшивки журналов.
5.Голубева Н. Аппликации из природных материалов.
6. «Государственная Третьяковская галерея». Набор открыток.
7.«Детское творчество». Подшивки журналов.
8.Книжки - раскраски.
9.«Классный руководитель». Подборка журналов
10.Иванова А. Вышитый пейзаж.
11. Маерова К., Дубинская К. “Русское народное прикладное искусство”
13.«Народное творчество». Подшивки журналов.
14.Панкеев И. Русские праздники.
15.Тамбовская областная картинная галерея. Изд-во «ММП Бриз»
16.Шпикалова Т.Я., Паровская Г.А. Народное искусство и детское творчество.
17.Харди С. Коврики своими руками.

                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.  Бесчастнов Н.П..«Изображение растительных мотивов», Москва,
2.  издательство «Владос», 2014 г.
3.  Левина М. 365 веселых уроков труда.
4.  ЛогвиненкоГ.М. «Декоративная композиция», Москва, издательство
«Владос», 2015 г.
5.  Маерова К., К.Дубинская “Русское народное прикладное искусство”
Москва, “Русский язык” 2015 г.
6.  Популярная энциклопедия “Рукоделие” Москва, Научное издательство”
Большая Российская Энциклопедия” 2016 г.
Интернет источники http://www.designspb.ru/news/articles/NovyetendentsiivsovremennomkovrodeliiTafti
ngovayatekhnologiyaproizvodstva/ 

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАННИКА

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося определяется его образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями (уровнем готовности к освоению программы) и представляет собой последовательность этапов:

Выявление и мониторинг индивидуальных способностей, одарённости обучающихся. Составление карты одаренности.

Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка (анкетирование).

Определение целей и задач индивидуального образовательного маршрута, стратегии и подходов (ускорение, углубление, обогащение, проблематизация, индивидуализация), разработка календарно-тематических планов, сроков и содержания обучения.

Создание условий для реализации индивидуального образовательного маршрута: организация методического сопровождения (выбор форм, приемов и методов, обеспечивающих развитие, углубленное изучение, самостоятельность в учении); творческое взаимодействие: педагог-обучающийся; участие одарённых детей в мероприятиях различного уровня (в выставках декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсах).

Применение в процессе обучения технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных способностей и одаренности, таких как: технология проблемного обучения (задания проблемного характера), технологию проективного обучения (творческое усвоение обучающимися знаний, умений), Информационно-коммунакативных технологий.

Оценка, самооценка на этапах освоения маршрута, анализ реальных достижений ребёнка.

Проект индивидуального маршрута представляет собой таблицу:

Рекомендуемое количество часов

Тема,

ключевые понятия

Практическая работа

Конечный результат (изделие или проект)

 

 

 

 

Приложение 2

ОХРАНА ТРУДА НА ЗАНЯТИЯХ КОВРОВОЙ ВЫШИВКОЙ

Инструкция по охране труда

Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Не пользоваться ржавой иглой, так как она  легко может сломаться и поранить палец.

Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

Иголки необходимо хранить закрытые колпачком.

Сломанную иглу следует отдать руководителю.

При работе с клеем использовать кисть, после тщательно вымыть руки с мылом

Правила безопасности  труда:

Нельзя делать резких движений рукой с ножницами, так как можно поранить сидящего рядом товарища.

Ножницы должны лежать сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Не пользоваться ржавыми иглами и булавками, так как они могут порвать изделие, сломаться.

Иглу и булавки хранить в специальной  коробочке с крышечкой.

Нужно пользоваться только исправными инструментами.

Инструменты необходимо хранить только в специальных коробках.

Требования по технике безопасности по окончанию работ:

навести порядок на рабочем месте;

собрать все  инструменты в специальную коробочку;

сдать рабочее место педагогу

Приложение 3

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

1. Ковроткачество известно с глубокой древности.
Ковровые изделия делятся на:

а) мягкие и жесткие;
б) гладкие и ворсовые;*
в) белые и черные.

2. Цветы, листья, стебли, птицы составляют изысканный ковровый узор:
а) орнамент;*
б) пергамент;
в) памятник.

3. Основным материалом для ковров служат:
а) х/б и шерстяные нитки;*
б) железные пластины;
в) керамическая плитка.

4. Средневековые замки украшались тканевыми картинами – шпалерами, которые известны также по фамилии французских красильщиков, братьев
а) ришелье;
б) молибден;
в) гобелен.*

5. Рисунок ковра складывается горизонтальными ……….. цветного уткa:
а) прокидками;
б) половицами;
в) плоскостями.*

6. Знаменитый французский художник по тканям (………) и его мастерская возродили древнее искусство гобелена в ХХ веке:
а) Ален Делон;
б) Жан Люрса;*
в) Жак-Ив Кусто.

7. Ковровая ткань усаживается с помощью:
а) ложки;
б) пинцета;
в) колотушки.*

8. Художественным оформлением края гобелена является:
а) бахрома;*
б) стрекоза;
в) муравей.

9. Пушистая поверхность ворсовых и махровых ковров создается с помощью:
а) основы;
б) узлов;*
в) гребешков.

10. Ваш выбор для украшения своей комнаты:
а) гобелен;*
б) картина;
в) керамика.

 

 

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

"Радуга творчества"

Возраст 11-14 лет

Срок реализации 2 года

                                                     

Пояснительная записка

Программа по дополнительному образованию «Радуга творчества» научно-художественной направленности, разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с 11-14 лет, имеющих разные по уровню умения и способности, на основе следующих нормативно-правовых документов:

­          Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

­          Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, приказ № 1599 от 19.12.2014 г.;

­          Федерального проекта "Современная школа" в рамках национального проекта «Образование» на 2019-2024 г. г.;

­          Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

­          Распоряжение № 1726-р от 04.09.2014 об утверждении "Концепции развития дополнительного образования детей"

­          Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

­          Устава КГКОУ ШИ 14.

В последнее время, все больше внимания уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, идет поиск путей решения этой социальной проблемы: как сделать так, чтобы ограниченный в умственном или физическом отношении ребенок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Одним из эффективных средств, способным решить эти задачи, является ручной труд. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.

Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся. Поэтому, создание программы продиктовано назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с легкой умственной отсталостью к дальнейшей социальной адаптации в обществе.

Актуальность программы

            Занятия в объединении направлены на художественную обработку различных материалов и освоения нетрадиционных техник работы, что позволяет развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, используя различные техники (декупаж, бумагопластика, пластилинография, тестография, модульное оригами, папье-маше, квиллинг, торцевание,  лоскутная техника, техники работы с бросовым материалом), проявлять и реализовывать свои творческие способности. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения, учащиеся знакомятся с историей рукоделия. В настоящее время уделяется огромное внимание созданию объединений эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия научно- художественным творчеством в области художественного вышивания способствуют развитию и становлению ключевых компетенций воспитанниц, что обеспечивает им успешную социокультурную адаптацию, осознанное решение проблем жизненного и профессионального самоопределения:

      - познавательная компетенция (знание истории прикладного искусства и развитие его на современном уровне, овладение опытом самопознания);

     - организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью по изготовлению продукта, владение навыками контроля и оценки собственной и совместной);

     - информационная компетенция (способность работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения продукта);

      - коммуникативная компетенция (владение способами презентации себя и своей деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию);

       - социокультурная компетенция (соблюдение норм поведения в обществе, умение работать в коллективе);

Направление программы – научно-художественной направленности, направление – художественная обработка различных материалов

Тип программы - модифицированный

Форма организации - линейная

Сроки реализации программы – 2 года обучения

Адресат программы:

Программа «Радуга творчества» рассчитана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с 11-14 лет.

Обучение групповое, в группе 6 человек. Дети набираются по желанию, с учетом увлечений. Программа рассчитана на один год обучения.

Особенности детей с легкой умственной отсталостью

-недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности;

-нарушение абстрактного мышления;

-недостаточное развитие способностей к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно- следственных отношений между объектами и явлениями.

-соматические нарушения, общая физическая ослабленность организма, нарушения моторики.

-сложности в последующей профессионально-трудовой деятельности.

Объем и сроки усвоения программы, режим занятий.

Объем программы.

Продолжительность занятий

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель в год

Кол-во часов в год

Продолжительность в неделю

1год

40 мин

2 ч

34 нед.

68 ч

2 раза

2год

40 мин

2 ч

34 нед.

68 ч

2 раза

Занятия в объединении проводятся 1 раза в неделю. День занятия выбирается в зависимости от интенсивности учебной нагрузки детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий 40 минут. Объём материала может быть использован или изменён с учётом состава группы, физических данных и возможностей каждого учащегося, а также с учетом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разно уровневых групп детей, нестандартностью индивидуальных результатов обучения.

Цель программы: Развитие личности воспитанников, способных к творческому самовыражению через овладение основами художественной обработки материалов и овладения нетрадиционными техниками работы для успешного профессионального самоопределения. 

Задачи:

Метапредметные:

-Усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

-Организовать общественно-полезную и  досуговую деятельность  учащихся  совместно  с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

-Выявить интересы, склонности,  способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

-Оказать помощь в поисках «себя»;

-Создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

-Развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

-Создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

-Развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

-Расширить рамки общения с социумом;

-Воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Предметные:

- Расширить представление о происхождении искусства вышивки.

- Формировать элементарные умения и навыки художественной обработки материалов, искусства украшения предметов одежды и быта.

- Развивать самостоятельность в работе над созданием вышитого изделия, способность к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач.

Личностные:

- Для каждой воспитанницы создать условия для самореализации личности в творческой деятельности и социальной адаптации.

- Формирование основ профессиональной этики.

 - Приобщить к здоровому образу жизни.

Коррекционные:

Корректировать нарушения психофизических функций посредством занятий творческой деятельностью.

Учебно-тематический план программы включает обучение по следующим направлениям:

- художественная обработка различных материалов;

- нетрадиционные техники;

Деятельность в каждом направлении может дополняться с учетом желаний детей и уровнем освоения материала и практических умений.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов и возраста воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников,  ветеранов, учителей; для оформления школьного интерьера, как оформление зала для проведения праздничных мероприятий.

Содержание программы кружка «Радуга творчества»

Программа кружка «Радуга творчества» включает блоки:

работа с бумагой и картоном

работа с текстильными материалами

работа с бросовым материалом

работа с пластичными материалами ( соленое тесто, различные виды пластилина)

Этапы  реализации программы:

1 год  обучения

Цель: Знакомство с техниками декоративно-прикладного творчества.

(Ознакомление детей с техниками: декупаж, бумагопластика, пластилинография, тестография, модульное оригами, папье-маше, квиллинг, торцевание, лоскутная техника, техники работы с бросовым материалом)

 2 год обучения

Цель: Усложнение изученных техник, применение приобретенных знаний и умений в своём творчестве. (Изготовление панно, картин, используя изученные технологии, самостоятельная разработка проектов).

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Теория

Практика

Всего ч.

1

Формирование групп

1

-

1

2

Беседа по охране труда

1

-

1

3

Работа с бумагой и картоном

4

14

18

4

Работа с текстильными материалами

4

14

18

5

Работа  с бросовым материалом

5

15

20

6

Работа с пластичными материалами.

3

6

9

8

Итоговое занятие

1

-

1

9

Выставки детских работ

-

2

2

 

ИТОГО

19

51

70

Учебно-тематическое планирование  2 год обучения

Тема занятия

Теория

Практика

Всего ч.

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Работа с бумагой и картоном.

7

20

27

3

Работа с текстильными материалами.

2

6

8

4

Работа  с бросовым материалом.

3

12

15

5

Работа с пластичными материалами.

5

11

16

6

Итоговое занятие

1

-

1

7

Выставки детских работ.

-

2

2

8

ИТОГО

19

51

70

Содержание программы 1 год обучения 70ч.

Формирование групп   1 ч.

Режим работы факультатива, знакомство с планом работы на год.
Беседа по охране труда  1 ч.
Работа с бросовым материалом. Чудеса для детей из ненужных вещей. 20ч.

Проект «Букеты из конфет» (10 ч.) 

Разнообразие композиций из конфет. Выбор идеи. План проекта. Последовательность изготовления цветов. Астра. Тюльпан Роза. Крокусы. Составление букетов. Оформление проекта.

Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки» (10 ч.) 

Разнообразие поделок из пластиковых бутылок. Выбор идеи. План проекта. Последовательность изготовления изделий. Изготовление изделий. Оформление проекта. Защита проекта.

Работа с бумагой и картоном.18ч.

Знакомство с техникой бумагопластика. Цветы. (4ч.)
Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс  складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Бумагопластика. Объемные фигуры девочки имальчика.(4ч)

Знакомство с техникой Декупаж. Проект Декупаж. (10 ч.) 

Правила работы на занятиях  по декупажу. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в декупаже, знакомство с основными приемами и этапами работы. Разнообразие объектов декорирования в технике декупаж. Выбор объекта для декора, составление плана проекта, последовательность выполнения. Оформление проекта, его презентация и защита.

Знакомство с техникой пластилинография. 9ч.

Я рисую осень. (4 ч.)

Вводное занятие. Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы. Композиция - правила составления композиции, основные приемы работы в технике пластилинография.

«Торцевание» (5 ч.)

Вводное занятие. Знакомство с материалом и приспособлениями.

Аппликация в технике «торцевание». Объёмные работы в технике  «торцевание».

Работа с текстильными материалами. 18ч.

Лоскутная техника. 6ч.

История возникновения.  Панно в лоскутной технике. Изготовление прихваток.  Игольница.

Аппликация из ниток.6ч.

Аппликации из цельных, резанных и скрученных нитей.

Декоративное панно из шерстяных нитей разной толщины и длины и цвета. (6ч)

Папье-маше из ниток. (6 ч.)

Вводное занятие. Материалы и приспособления.  Изготовление предметов условно-плоскостной формы: блюдца, тарелочек, подносов. Изготовление изделий сложной формы: вазы. Изготовление изделий по своему эскизу.

Итоговое занятие 1ч.
«Чему мы научились за год».

Оформление выставочных работ 2 ч.
Выставка изготовленных изделий. Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.

Содержание программы 2 год обучения 70ч.

Вводное занятие. 1ч.

Ознакомление с планом работы на год. Режим работы факультатива. Инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных  особенностей обучающихся.

Работа с бумагой и картоном. 27ч.

Техника квиллинг (10 ч.)

Проект «Волшебный завиток».  История квиллинга. Изучение базовых элементов: «базовый ролл», «свободный ролл», «объемный ролл», «капля», «изогнутая капля», «глаз», «лист», «квадрат», «треугольник», «полумесяц», «сердце», «стрелка», «звездочка». Разработка проекта «Волшебный завиток», составление плана,  последовательности изготовления. Изготовление изделий. Оформление проекта, защита.

Техника бумагопластика. (3ч. )

Деревья.  Макет лес. 

Модульное оригами. (6 ч.)

Основные базовые формы. Техника складывания. Гномик. Снеговик. Оформление поделки. Кусудама.

Проект «Ладошки».  (8ч.) 

Разнообразие поделок: ладошки-рисунки, ладошки - аппликации, объемные поделки. Выбор идеи. План проекта. Последовательность изготовления изделия.

Изготовление изделия. Оформление проекта. Защита проекта.

Работа с бросовым материалом. Чудеса для детей из ненужных вещей. 15ч.

Сувениры  из одноразовой посуды. (3 ч.)

Поделки из дисков. (4 ч.)

Проект «Плетение из газет». Подставка для карандашей. (8 ч.)

Разнообразие композиций. Выбор идеи. План проекта. Последовательность изготовления изделий. Оформление проекта, защита.

Работа с пластичными материалами. 16ч.

Техника пластилинография.  (2ч.)

На дне морском.

Обратная аппликация из пластилина. Цветы. (2ч.)

Объемный аквариум из пластилина.(2 ч.)

«Торцевание» (6 ч.) 

Аппликация в технике «торцевание». Объёмные работы в технике «торцевание».

Тестопластика.(4 ч.) 

Декоративные поделки из соленого теста.

Работа с текстильными материалами. 8ч.

Лоскутная техника.(8 ч.)

Коврик. Салфетка

Итоговое занятие 1ч.
«Чему мы научились за год».

Оформление выставочных работ 2ч.

 Выставка изготовленных изделий. Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы с внесением индивидуальных особенностей (цвет, материал, расположение). Самостоятельное выполнение изделия, текущий контроль выполнения изделия, осуществление контрольных действий. Самостоятельный отчет о технологии изготовления изделия. Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Свойства материалов, приемы работы с ними. Правила техники безопасности. Экономное расходование материалов. Эстетичное оформление поделки, умение подбирать соответствующий материал, цвет, способы соединения. Выполнять групповые и коллективные работы. Узнавать  различные техники: оригами, квиллинг, бумагопластика, коллаж, пластилинография, лоскутная техника и отличать их от других видов декоративно-прикладного творчества. Пользоваться технологической картой и знать основные базовые формы модульного оригами, квиллинга.  Уметь читать простые схемы и знать основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, прямоугольник, треугольник, диагональ и т.д.)

Критерии и формы оценки.

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений учащихся. Каждая работа наглядно показывает возможности ученика. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:

Удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;

Оригинальность работы и художественная выразительность;

Аккуратность;

Четкость выполнения поделки;

Самостоятельность выполнения работы;

Наличие творческого элемента.

Контроль за усвоением знаний.

Процесс обучения трудовому обучению постоянно сопровождается контролем.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов трудового обучения являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Входной контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности в виде практической работы.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме  выставки.

Итоговый  контроль. Методы диагностики -  самостоятельное выполнение поделки на выбранную тему. Способы контроля знаний по трудовому обучению разнообразны: устный опрос (фронтальный и индивидуальный), творческие работы, самоконтроль и взаимоконтроль. Обучающиеся должны  постоянно видеть результаты своей работы для понимания значения отметок, выработки умения критически оценивать себя через отметки за разные задания, демонстрирующие динамику. Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений.

Методические рекомендации по проведению занятий.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Исторический аспект

Связь с современностью

Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий.

Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

Эскиз

воплощение в материале

выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

В работе необходимо использовать все виды деятельности: игру, труд, познание, учение, общение, творчество.

При этом соблюдать следующие правила:

Виды деятельности должны быть разнообразными, социально-значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы.

Деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовывать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чьё влияние благотворно.

Необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии. Быстрая, интересная вступи­тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос­тоятельной практической работы без помощи учителя. Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях. Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если, времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов­кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые. Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером. На занятии факультатива должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Вид контроля

Методы диагностики результата

1 год  обучения

входной

Исследование ученика

текущий

Выполнение практической работы

итоговый

Защита творческого проекта.

2 год обучения

входной

Самостоятельное выполнение творческого задания

текущий

Школьные, городские, районные выставки и конкурсы

итоговый

контрольный тест- опрос.

Описание учебно- методического и материально-технического обеспечения

Материалы, инструменты и приспособления:

Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы, ягоды рябины, шиповника.

Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.

Ткань, иголка, крючок для вязания, дырокол. Нитки для вязания ярких цветов; нитки капроновые.

Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.

Бросовый материал: коробка картонная,  пластиковые стаканчики, пластмассовые  бутылки, баночка из-под ваты, компьютерные диски; кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички.

Клей ПВА и «Момент». Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.

Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек. Плоскогубцы или кусачки  для расщепления и откусывания металлической проволоки.  Для разглаживания ткани необходим электрический утюг.

Наглядные пособия:

Макеты «Овощи», макеты «Фрукты», макеты «Геометрические фигуры», набор детской посуды, игрушки, строительные кубики, наборы конструкторов, мозаика,  виды и сорта бумаги и  ткани, альбом этапы производства ткани, операционно- технологические карты по разделам: работа с пластилином, текстильными материалами, бумагой и картоном, природным и бросовым материалом, стенды правил безопасной работы с инструментами, ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Литература:

  1. Бахметьев А., Кизяков Т. «Оч. умелые ручки»
  2. Ворончихин Н.С. «Сделай сам из бумаги»
  3. Гайдаенко Е.А. «Нечто из ничего». Издательство «Феникс» г. Ростов- на – Дону, 2008г.
  4. Геронимус Т.М.  «150 уроков труда».
  5. Горичева В.С. «Сказку  делаем  из  глины, теста, снега, пластилина». Ярославль  «Академия  К»,  1998 г.
  6. Гомозова Ю.Б.  «Калейдоскоп  чудесных  ремёсел» г. Ярославль  «Академия, К»,  1999 г.
  7. Гусакова М.А. «Аппликация»
  8. Гусакова М.А. «Рукоделие в начальных классах»
  9. Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками»
  10. Гудилина С.И. «Чудеса своими руками»
  11. Докучаева Н. «Сказки из даров природы»
  12. Еременко Т.И. «Рукоделие»,  «Игрушка»
  13. Еременко Т.И., Лебедева Л. «Стежок за стежком»
  14. Калинич М.М., Павловская Л.М., Савиных В.П. «Рукоделие для детей»
  15. Конышева Н.М. «Чудесная мастерская»
  16. Конышева Н.М. «Наш рукотворный мир»
  17. Конышева Н.М. «Умелые руки»
  18. М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры»
  19. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов».

 

Календарно-тематическое планирование по кружку

«Радуга творчества» 1 год обучения

Тема занятия

Всего ч

Дата

  1 четверть (16ч.) Вводное занятие. (Формирование групп, режим работы факультатива, знакомство с планом работы на год).

 

1

 

Беседа по охране труда. (Правила поведения на факультативных занятиях, техника безопасности).

1

 

Работа с бросовым материалом.

Чудеса для детей из ненужных вещей.

10

 

1.Проект « Букеты из конфет». Разнообразие композиций из конфет. Выбор идеи.

1

 

2. План проекта. Последовательность изготовления цветов.

Астра. Тюльпан.

1

 

3.План проекта. Последовательность изготовления цветов.

Астра. Тюльпан.

1

 

4.Проект « Букеты из конфет». Изготовление цветов.

Роза. Крокусы.

1

 

5.Проект « Букеты из конфет». Изготовление цветов.

Роза. Крокусы.

1

 

6. Проект « Букеты из конфет». Составление букетов.

 Финишное декорирование.

1

 

7. Проект « Букеты из конфет». Составление букетов.

Финишное декорирование.

1

 

8.Оформление проекта « Букеты из конфет»..

1

 

9. Презентация и защита проекта « Букеты из конфет».

1

 

10.Презентация и защита проекта « Букеты из конфет».

1

 

Работа с пластичными материалами.

4

 

1.Техника пластилинография.  Вводное занятие. Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы.

1

 

2. Композиция - правила составления композиции, основные приемы работы в технике пластилинография.

1

 

3.Техника пластилинография. «Я рисую осень».

1

 

4.Техника пластилинография. «Я рисую осень».

1

 

2 четверть (16ч.) Работа с бумагой и картоном

4

 

1. Знакомство с техникой бумагопластика.   Цветы. Базовые формы. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

1

 

2. Знакомство с техникой бумагопластика.   Цветы. Базовые формы. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

1

 

3.Бумагопластика. Цветы. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

1

 

4. Бумагопластика. Цветы. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

1

 

Работа с текстильными материалами

6

 

1. Папье- маше из ниток. Вводное занятие. Материалы и приспособления.  Изготовление предметов условно-плоскостной формы: блюдец, тарелочек, подносов.

1

 

2.Папье- маше из ниток. Вводное занятие. Материалы и приспособления.  Изготовление предметов условно-плоскостной формы: блюдец, тарелочек, подносов.

1

 

3.Папье- маше из ниток. Изготовление изделий сложной формы: вазы.

1

 

4. Папье- маше из ниток. Изготовление изделий сложной формы: вазы.

1

 

5.Папье- маше из ниток. Изготовление изделий по своему эскизу.

1

 

6. Папье- маше из ниток. Изготовление изделий по своему эскизу.

1

 

Работа с пластичными материалами.

5

 

1.«Торцевание». Вводное занятие. Знакомство с материалом и приспособлениями. Приемы работы.

1

 

2.Аппликация в технике «торцевание». «Птицы».

1

 

3. Аппликация в технике «торцевание». «Птицы».

1

 

4.Объёмные работы в технике: «торцевание». Кактус.

1

 

5. Объёмные работы в технике: «торцевание». Кактус.

1

 

Оформление выставочных работ.

1

 

 3 четверть (20ч.) Работа с бумагой и картоном.

10

 

1. Знакомство с техникой декупаж. (Правила работы на занятиях  по декупажу. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в декупаже, знакомство с основными приемами и этапами работы).

1

 

2.Знакомство с техникой декупаж. (Правила работы на занятиях  по декупажу. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в декупаже, знакомство с основными приемами и этапами работы).

1

 

3. Разработка проекта декупаж.  Разнообразие объектов декорирования в технике декупаж. Выбор объекта для декора.

1

 

4.  Разработка проекта декупаж. Составление плана проекта, последовательность выполнения.

1

 

5. Изготовление изделий в технике декупаж. (Наклеивание элементов, нанесение акрилового фона, прорисовка отдельных элементов, 1 слой лака, сушка).

1

 

6.Изготовление изделий в технике декупаж. (Выравнивание поверхности мелкой наждачной бумагой, 2,3 слой лака с промежуточной сушкой).

1

 

7. Изготовление изделий в технике декупаж. (Последующие слои лака с выравниванием и сушкой).

1

 

8. Изготовление изделий в технике декупаж.(Нанесение  финишных декоративных элементов)

1

 

9. Оформление проекта, его презентация и защита.

1

 

10. Оформление проекта, его презентация и защита.

1

 

Работа с текстильными материалами.

6

 

1. Лоскутная техника.   История возникновения лоскутной техники. 

Панно в лоскутной технике.

1

 

2.Лоскутная техника.   История возникновения лоскутной техники. 

Панно в лоскутной технике.

1

 

3. Изготовление прихваток в  лоскутной технике. 

1

 

4.Изготовление прихваток в  лоскутной технике

1

 

5 .Изготовление игольницы  в  лоскутной технике. 

1

 

6.Изготовление игольницы  в  лоскутной технике. 

1

 

Работа с бумагой и картоном

4

 

1.Техника бумагопластика. Объемная фигура девочки.

1

 

2. Техника бумагопластика. Объемная фигура девочки.

1

 

3. Техника бумагопластика. Объемная фигура мальчика.

1

 

4. Техника бумагопластика. Объемная фигура мальчика.

1

 

4 четверть (18ч.)  Работа  с бросовым материалом.

Чудеса для детей из ненужных вещей.

10

 

1.Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки».

(Разнообразие поделок из пластиковых бутылок. Выбор идеи).

1

 

2.Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки». 

(Инструменты и приспособления при работе с бросовым материалом.  Основные приемы работы и ТБ).

1

 

3.Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки». Изготовление изделий. (подготовка и вырезание элементов поделки)

1

 

4.Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки». Изготовление изделий. (подготовка и вырезание элементов поделки)

1

 

5.Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки». Изготовление изделий. (покраска деталей, сушка)

1

 

6.Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки». Изготовление изделий. (соединение деталей, нанесение лака, сушка)

1

 

7.Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки». Изготовление изделий. ( прорисовка деталей объемными маркерами и колерами)

1

 

8.Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки». Изготовление изделий. (нанесение декоративных элементов)

1

 

9.Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки».  Оформление проекта, защита.

1

 

10.Проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки».  Оформление проекта, защита.

1

 

Работа с текстильными материалами.

6

 

1.Аппликация из цельных  нитей. Снежинка.

1

 

2.Аппликация из скрученных ниток. Улитка.

1

 

3.Аппликация из резаных ниток. Одуванчик

1

 

4.Декоративное панно из шерстяных нитей разной толщины, длины и цвета.

1

 

5.Декоративное панно из шерстяных нитей разной толщины, длины и цвета.

1

 

6.Декоративное панно из шерстяных нитей разной толщины, длины и цвета.

1

 

Оформление выставочных работ(Выставка изготовленных изделий. Творческий отчет обучающихся.  Презентация изделий.  Достижения и планы на будущее.)

1

 

Итоговое занятие.

1

 








































































































































Программа факультатива
по трудовому обучению
«Мягкая игрушка»
5 класс
2015 - 2016 учебный год







Составитель: 
учитель первой категории
Ковылина Е. К.













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые, пушистые. Но ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Немного неуклюжая, косоватая игрушка очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков. 
       Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что изготовление игрушки – это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения, приобретение жизненных навыков, развитие творческой инициативы, воображения, воспитание художественного вкуса.
       В процессе работы по данной программе обучающиеся объединения получают навыки работы с тканью, мехом, фурнитурой, осваивают определённые технологические операции, узнают об истории игрушки, её видах, о материалах и инструментах для выполнения мягкой игрушки, учатся различным видам швов, выполнению выкроек, раскрою ткани, меха, сборке игрушек.
      Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.
Цель данной программы: развитие творческих способностей каждого ребенка в процессе постижения мастерства пошива игрушек. Она достигается при решении ряда задач:
обучающие:
  • обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
  • обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
  • познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;
развивающие:
  • развивать воображение, наблюдательность, внимательность, усидчивость и аккуратность;
  • расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
  • развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
воспитательные:
  • воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;
  • воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.
     Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
      Программа рациональна и реалистична, потому что её содержание, формы и методы за короткий срок позволяют  получить оптимальный педагогический результат – основы востребованных на сегодняшний день качеств личности: познавательной творческой активности, навыков работы с тканью и мехом, умения выполнять выкройки, создавать игрушки, творчески мыслить.
       Наполняемость группы  формируется на основе предварительного собеседования и начальной диагностики индивидуальных возможностей. Состав группы 6-7 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин., годовое  количество часов 34.
По окончании программного курса обучающийся объединения «Мягкая игрушка»
должен знать:
- основы выкройки и раскроя ткани и меха;
- порядок выполнения технологических операций по созданию игрушки;
- разновидности игрушек;
- виды швов;
- быть компетентным в выборе материала и цветового решения игрушки.
Должен уметь:
-осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
-изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-4 выкройкам;
-выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
-осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки;
      Оценка успешности реализации возможностей, умений и навыков происходит в процессе изготовления игрушек. Методы оценки –  конкурсы, выставки.
      Непосредственное применение полученного опыта происходит в процессе проведения школьных и муниципальных  мероприятий (выставок, отчётов, фестивалей, неделей творческого мастерства) и способствует формированию адекватной положительной самооценки.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п
Название тем, разделов
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие.
1

1
2.
Направление «Я учусь».
Материал в игрушке. Цвет в игрушке.

1



1
3
Инструменты, необходимые для работы. Материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

1



1
4
Краткий словарь терминов. Работай правильно.
1

1
5
Правила выполнения различных швов.

1
1
6
Правила раскроя. Правила оформления глаз у игрушек.

1
1
7
Инструктаж.  Игрушки из ниток и лоскутов.
1
2
3
8
Направление «Я умею и делаю».
Игрушки – помощники.
1
2
3
9
Плоские игрушки.
1
3
4
10
Полуобъёмные игрушки.
1
5
6
11
Бескаркасные игрушки.
1
3
4
12
Объёмные игрушки.
2
6
8

                                       Всего:
11
23
34

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие.
Знакомство с программой деятельности  факультатива  «Мягкая игрушка». Игра «Расскажи мне о себе».
Полезные советы. Как отмерить нить для работы. Как вдеть нить в иголку. Как завязать узелок. Какую иглу выбрать.
Направление «Я учусь».
Материал в игрушке.
Виды тканей. Особенности тканей. Мех. Драп. Трикотаж. Ратин. Как подобрать материал. Волшебный магазин тканей.
Цвет в игрушке. Сочетание цветов. Тёплые и холодные цвета. Оттенки цветов. Дополнение – украшение.
Инструменты, необходимые для работы.
Шкатулка «Город швейных принадлежностей». Ножницы. Иглы. Инструктаж по т\б. Булавки. Напёрсток. Нитковдеватель. Утюг. Особенности работы с этими инструментами.
Материалы, необходимые для работы.
Клей ПВА. Карандаши. Фломастеры. Бумага. Калька. Мел. Мыло. Картон. Клеёнка. Проволока. Лейкопластырь. Особенности работы и назначение этих материалов.
Правила безопасного труда.
Работа с бумагой и ножницами. Работа с иглами и булавками. Безопасность при работе с утюгом.
Краткий словарь терминов.
Особенности работы с выкройками. Условные обозначения. Специальные термины: аппликация, вспушной шов,  выкройка, вытачка,  долевая нить, каркас, крой, надсечка, обмётка, припуск, смётка, срез, стежок, утяжка, шаблон, эскиз.
Работай правильно.
Правила изготовления шаблона. Правила закрепления нити. Правила смётки деталей. Правила соединения деталей.
Правила выполнения различных швов.
Шов «вперёд иголку».  Шов «назад иголку». Шов « через край». «Петельный»  шов. Потайной шов. Меховой шов.
Правила раскроя: 1 способ, 2 способ.
Крой из ткани. Крой их меха. Особенности кроя.
Правила оформления глаз и носов у игрушек. Место глаз. Место носа. Особенности. Ошибки. Фурнитура.
Направление «Я умею и делаю». Инструктаж по ТБ.
Игрушки из ниток и лоскутов: «Осьминожка», «Грибок», «Игольница».
Чехол для  школьных принадлежностей «Ежик».
Банки-сувениры:  «Лошадка», «Слоник». Прихватка «Мышка».
Плоские игрушки: «Заяц», «Собака», « Весёлая лошадка», «Черепаха».
Полуобъёмные игрушки: «Кисонька», «Гусеница», «Рыбка».
Бескаркасные игрушки: «Котята», «Божья коровка».
Объёмные игрушки: «Медведь», подушка «Щенок», подушка «Сердце».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И.,  Давыдова М.  «Мягкая игрушка своими руками», «Айрис – пресс», Москва, 2002 г.
2. Ефимова А.В.  «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах», «Просвещение», Москва, 1978 г.
3. Городкова Т.В., Нагибина М.И. «Мягкие игрушки-мультяшки и зверюшки», «Академия развития», Ярославль, 1985 г.
4. Кочетова С. «Мягкая игрушка», «ЭКСМО», Москва, 2003 г.
5. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н.  «Мягкая игрушка», Москва, 1998г.
6. ПарулинаО.В. «Мир игрушек и поделок», «Русич», Смоленск, 1999 г.
7. Петухова В И, Савельева А.М., Ширшикова Е.Н. «Мягкая игрушка», «Ступень», Москва, 1995 г.
8. Соколов Ю., Сидорович Ю. «Мягкая игрушка своими руками», «Литера», С. Петербург, 2005 г.
9. Якубова А. «Мягкая игрушка». Новые модели», «Литера», С. Петербург, 2005 г.






Календарно-тематическое планирование по факультативу
«Мягкая игрушка»  5 класс
Тема занятия
Часы
Дата
1 четверть
9

Вводное занятие. Знакомство с деятельностью факультатива. Игра «Расскажи мне о себе» Полезные советы.
1

Направление «Я учусь». Материал в игрушке. Цвет в игрушке.
1

Инструменты, необходимые для работы. Материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
1

Краткий словарь терминов. Работай правильно.
1

Правила выполнения различных швов.
1

Правила раскроя. Правила оформления глаз у игрушек.
1

Инструктаж.  Игрушки из ниток и лоскутов «Осьминожка».
1

Игрушки из ниток и лоскутов «Грибок».
1

Изготовление «Игольницы».
1

2 четверть
7

Направление «Я умею и делаю». Чехол для  школьных принадлежностей «Ежик».
1

Банки-сувениры  «Лошадка», «Слоник».
1

Прихватка «Мышка».
1

Плоские игрушки. «Заяц.
1

Плоские игрушки.  «Собака»
1

Плоские игрушки. «Весёлая лошадка».
1

Плоские игрушки. «Черепаха».
1

3 четверть
10

Полуобъёмные игрушки  «Кисонька».
1

Полуобъёмные игрушки  «Кисонька».
1

Полуобъёмные игрушки  «Рыбка».
1

Полуобъёмные игрушки  «Рыбка».
1

Полуобъёмные игрушки  «Гусеница»,
1

Полуобъёмные игрушки  «Гусеница»,
1

Бескаркасные игрушки. «Котята».
1

Бескаркасные игрушки. «Котята».
1

Бескаркасные игрушки. «Божья коровка».
1

Бескаркасные игрушки. «Божья коровка».
1

4 четверть
8

Объёмные  игрушки. «Медведь».
1

Объёмные  игрушки. «Медведь».
1

Объёмные  игрушки. «Медведь».
1

Подушка «Щенок».
1

Подушка «Щенок».
1

Подушка «Щенок».
1

Подушка «Сердце».
1

Подушка «Сердце».
1


Комментариев нет:

Отправить комментарий