РАДУГА ТВОРЧЕСТВА

РАДУГА ТВОРЧЕСТВА

ФАКУЛЬТАТИВ "МЯГКАЯ ИГРУШКА"


Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 14»

УТВЕРЖДАЮ:                                     СОГЛАСОВАНО:                          РАССМОТРЕНО:
Директор школы                          Зам. Директора по УВР                           На заседании МО
_________________                      ___________________                           _______________
«__»________ ____                       «__»__________   ____                         «__»_________ __







Программа факультатива
по трудовому обучению
«Мягкая игрушка»
5 класс
2015 - 2016 учебный год







Составитель: 
учитель первой категории
Ковылина Е. К.











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые, пушистые. Но ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Немного неуклюжая, косоватая игрушка очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков. 
       Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что изготовление игрушки – это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения, приобретение жизненных навыков, развитие творческой инициативы, воображения, воспитание художественного вкуса.
       В процессе работы по данной программе обучающиеся объединения получают навыки работы с тканью, мехом, фурнитурой, осваивают определённые технологические операции, узнают об истории игрушки, её видах, о материалах и инструментах для выполнения мягкой игрушки, учатся различным видам швов, выполнению выкроек, раскрою ткани, меха, сборке игрушек.
      Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.
Цель данной программы: развитие творческих способностей каждого ребенка в процессе постижения мастерства пошива игрушек. Она достигается при решении ряда задач:
обучающие:
  • обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
  • обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
  • познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;
развивающие:
  • развивать воображение, наблюдательность, внимательность, усидчивость и аккуратность;
  • расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
  • развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
воспитательные:
  • воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;
  • воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.
     Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
      Программа рациональна и реалистична, потому что её содержание, формы и методы за короткий срок позволяют  получить оптимальный педагогический результат – основы востребованных на сегодняшний день качеств личности: познавательной творческой активности, навыков работы с тканью и мехом, умения выполнять выкройки, создавать игрушки, творчески мыслить.
       Наполняемость группы  формируется на основе предварительного собеседования и начальной диагностики индивидуальных возможностей. Состав группы 6-7 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин., годовое  количество часов 34.
По окончании программного курса обучающийся объединения «Мягкая игрушка»
должен знать:
- основы выкройки и раскроя ткани и меха;
- порядок выполнения технологических операций по созданию игрушки;
- разновидности игрушек;
- виды швов;
- быть компетентным в выборе материала и цветового решения игрушки.
Должен уметь:
-осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
-изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-4 выкройкам;
-выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
-осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки;
      Оценка успешности реализации возможностей, умений и навыков происходит в процессе изготовления игрушек. Методы оценки –  конкурсы, выставки.
      Непосредственное применение полученного опыта происходит в процессе проведения школьных и муниципальных  мероприятий (выставок, отчётов, фестивалей, неделей творческого мастерства) и способствует формированию адекватной положительной самооценки.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п
Название тем, разделов
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие.
1

1
2.
Направление «Я учусь».
Материал в игрушке. Цвет в игрушке.

1



1
3
Инструменты, необходимые для работы. Материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

1



1
4
Краткий словарь терминов. Работай правильно.
1

1
5
Правила выполнения различных швов.

1
1
6
Правила раскроя. Правила оформления глаз у игрушек.

1
1
7
Инструктаж.  Игрушки из ниток и лоскутов.
1
2
3
8
Направление «Я умею и делаю».
Игрушки – помощники.
1
2
3
9
Плоские игрушки.
1
3
4
10
Полуобъёмные игрушки.
1
5
6
11
Бескаркасные игрушки.
1
3
4
12
Объёмные игрушки.
2
6
8

                                       Всего:
11
23
34

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие.
Знакомство с программой деятельности  факультатива  «Мягкая игрушка». Игра «Расскажи мне о себе».
Полезные советы. Как отмерить нить для работы. Как вдеть нить в иголку. Как завязать узелок. Какую иглу выбрать.
Направление «Я учусь».
Материал в игрушке.
Виды тканей. Особенности тканей. Мех. Драп. Трикотаж. Ратин. Как подобрать материал. Волшебный магазин тканей.
Цвет в игрушке. Сочетание цветов. Тёплые и холодные цвета. Оттенки цветов. Дополнение – украшение.
Инструменты, необходимые для работы.
Шкатулка «Город швейных принадлежностей». Ножницы. Иглы. Инструктаж по т\б. Булавки. Напёрсток. Нитковдеватель. Утюг. Особенности работы с этими инструментами.
Материалы, необходимые для работы.
Клей ПВА. Карандаши. Фломастеры. Бумага. Калька. Мел. Мыло. Картон. Клеёнка. Проволока. Лейкопластырь. Особенности работы и назначение этих материалов.
Правила безопасного труда.
Работа с бумагой и ножницами. Работа с иглами и булавками. Безопасность при работе с утюгом.
Краткий словарь терминов.
Особенности работы с выкройками. Условные обозначения. Специальные термины: аппликация, вспушной шов,  выкройка, вытачка,  долевая нить, каркас, крой, надсечка, обмётка, припуск, смётка, срез, стежок, утяжка, шаблон, эскиз.
Работай правильно.
Правила изготовления шаблона. Правила закрепления нити. Правила смётки деталей. Правила соединения деталей.
Правила выполнения различных швов.
Шов «вперёд иголку».  Шов «назад иголку». Шов « через край». «Петельный»  шов. Потайной шов. Меховой шов.
Правила раскроя: 1 способ, 2 способ.
Крой из ткани. Крой их меха. Особенности кроя.
Правила оформления глаз и носов у игрушек. Место глаз. Место носа. Особенности. Ошибки. Фурнитура.
Направление «Я умею и делаю». Инструктаж по ТБ.
Игрушки из ниток и лоскутов: «Осьминожка», «Грибок», «Игольница».
Чехол для  школьных принадлежностей «Ежик».
Банки-сувениры:  «Лошадка», «Слоник». Прихватка «Мышка».
Плоские игрушки: «Заяц», «Собака», « Весёлая лошадка», «Черепаха».
Полуобъёмные игрушки: «Кисонька», «Гусеница», «Рыбка».
Бескаркасные игрушки: «Котята», «Божья коровка».
Объёмные игрушки: «Медведь», подушка «Щенок», подушка «Сердце».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И.,  Давыдова М.  «Мягкая игрушка своими руками», «Айрис – пресс», Москва, 2002 г.
2. Ефимова А.В.  «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах», «Просвещение», Москва, 1978 г.
3. Городкова Т.В., Нагибина М.И. «Мягкие игрушки-мультяшки и зверюшки», «Академия развития», Ярославль, 1985 г.
4. Кочетова С. «Мягкая игрушка», «ЭКСМО», Москва, 2003 г.
5. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н.  «Мягкая игрушка», Москва, 1998г.
6. ПарулинаО.В. «Мир игрушек и поделок», «Русич», Смоленск, 1999 г.
7. Петухова В И, Савельева А.М., Ширшикова Е.Н. «Мягкая игрушка», «Ступень», Москва, 1995 г.
8. Соколов Ю., Сидорович Ю. «Мягкая игрушка своими руками», «Литера», С. Петербург, 2005 г.
9. Якубова А. «Мягкая игрушка». Новые модели», «Литера», С. Петербург, 2005 г.






Календарно-тематическое планирование по факультативу
«Мягкая игрушка»  5 класс
Тема занятия
Часы
Дата
1 четверть
9

Вводное занятие. Знакомство с деятельностью факультатива. Игра «Расскажи мне о себе» Полезные советы.
1

Направление «Я учусь». Материал в игрушке. Цвет в игрушке.
1

Инструменты, необходимые для работы. Материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
1

Краткий словарь терминов. Работай правильно.
1

Правила выполнения различных швов.
1

Правила раскроя. Правила оформления глаз у игрушек.
1

Инструктаж.  Игрушки из ниток и лоскутов «Осьминожка».
1

Игрушки из ниток и лоскутов «Грибок».
1

Изготовление «Игольницы».
1

2 четверть
7

Направление «Я умею и делаю». Чехол для  школьных принадлежностей «Ежик».
1

Банки-сувениры  «Лошадка», «Слоник».
1

Прихватка «Мышка».
1

Плоские игрушки. «Заяц.
1

Плоские игрушки.  «Собака»
1

Плоские игрушки. «Весёлая лошадка».
1

Плоские игрушки. «Черепаха».
1

3 четверть
10

Полуобъёмные игрушки  «Кисонька».
1

Полуобъёмные игрушки  «Кисонька».
1

Полуобъёмные игрушки  «Рыбка».
1

Полуобъёмные игрушки  «Рыбка».
1

Полуобъёмные игрушки  «Гусеница»,
1

Полуобъёмные игрушки  «Гусеница»,
1

Бескаркасные игрушки. «Котята».
1

Бескаркасные игрушки. «Котята».
1

Бескаркасные игрушки. «Божья коровка».
1

Бескаркасные игрушки. «Божья коровка».
1

4 четверть
8

Объёмные  игрушки. «Медведь».
1

Объёмные  игрушки. «Медведь».
1

Объёмные  игрушки. «Медведь».
1

Подушка «Щенок».
1

Подушка «Щенок».
1

Подушка «Щенок».
1

Подушка «Сердце».
1

Подушка «Сердце».
1


Комментариев нет:

Отправить комментарий