РАДУГА ТВОРЧЕСТВА

РАДУГА ТВОРЧЕСТВА

ТРЕНИНГИ

Тренинг «Как себя контролировать?»
Цель: развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.
Задачи:
- выяснить роль эмоций в межличностном общении;
- развивать самосознание подростков;
- расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

Ход занятия
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.
Упражнение «Угадай»
Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.
Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.
Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.
- Тяжело было показать свои эмоции?
Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»
Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.
Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.
Ситуации:
- друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;
- ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;
- вас кто-то очень обидел.
Упражнение «Стакан»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.
Обсуждение:
- Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?
- Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?
Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?
Упражнение «Дыхание»
Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.
Упражнение «Сердитые шарики»
Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.
Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»
Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.
Варианты заданий:
- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;
- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;
- составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.
Обсуждение:
- Вам было интересно это упражнение?
- Что вы поняли?
История «кусок хлеба»
Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей ... В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.
- Хлеба дайте, хлеба! - Жадно просил я. Девочка наклонилась ... Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил ...
Девочка упала ... Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба ... Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это ... Но не могу ... А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.
Обсуждение:
- Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?
- Как относятся к таким людям в социальной среде?
Упражнение «Эмоция по кругу»
Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.


Игровой тренинг на сплочение класса «Мы разные, но мы вместе» 

Цели: сплочение класса; принятие друг друга; формирование доверия друг к другу 

Пояснительная записка

Занятия моделируются по 30 – 40 минут. Они могут включать в себя как одну игру или упражнение, так и несколько. Они предполагают разные виды совместной деятельности: игровую, аналитическую, коммуникативную (общение), двигательную, чувственную, изобразительную, в процессе которых и происходит сплочение класса. Важной частью каждого упражнения или игры, является рефлексия (коротенькие сорассуждения педагога и детей о том, что они чувствовали и переживали в процессе упражнения или игры, что поняли, что было легко, а что трудно, что было удивительным и т.д.). Важно научить детей понимать происходящее. Одной из важных задач педагога побуждать детей проявлять друг к другу внимание, интерес (задавать вопросы, высказывать суждения)

«Знакомство»

Каждый ученик в порядке очереди (по кругу) представляет себя классу. Он начинает со слов: «Здравствуйте, меня звать … Мне нравится … Я умею … Я хочу …». Каждый может говорить что хочет. Но по каждой позиции, кроме имени, необходимо назвать два – три варианта. Члены класса и учитель, могут каждому задавать любые вопросы по тем ответам, которые их заинтересовали. Педагог должен побуждать детей задавать друг другу вопросы.

«Мой новый друг»

Учитель делит класс на пары (можно по жребию). Им дается задание в течение пяти минут более тесно познакомиться друг с другом (рассказать о себе или задать друг другу вопросы). Через пять минут все садятся в круг. Первый участник становится за спиной своего товарища и начинает о нем рассказ со слов «Моего нового друга звать …». Далее учащиеся задают вопросы тому, кто был представлен классу. Потом участники меняются ролями, и уже второй участник представляет первого, после чего взаимное представление осуществляет вторая пара и т.д. Так осуществляется новое знакомство членов класса.
Учитель спрашивает учеников, узнали ли они что-нибудь новое о своих одноклассниках.
«Посиделки»
Рядышком ставятся несколько стульев (3 – 4, но можно поставить только один стул.)
Задание детям: необходимо сесть так, чтобы каждый сидел друг у друга на коленях. При этом важно, чтобы никому не было больно и особенно тяжело. Чтобы внизу сидели самые сильные дети. Присаживаться на колено одноклассника надо так, чтобы часть веса держать на собствен-ных ногах. Можно потренироваться: сначала участвуют 3 человека, потом пять, потом семь, девять и в итоге – весь класс.
«Счастливый день моей жизни»
Учитель просит детей вспомнить и рассказать об одном из самых счастливых дней своей жизни. Ученики могут задавать друг другу вопросы и педагог к этому их побуждает. Учитель настраивает класс на то, чтобы найти общие, схожие моменты ощущения счастья, типичных ситуаций, событий, отношений.
«Номерки»
Задание: Учащиеся класса, прейдя на этот этап, выстраиваются в одну шеренгу и поворачиваются спиной к педагогу. Учитель прикрепляет за воротники в хаотическом порядке, заранее заготовленные номерки (например, от 1 до 15 или более – по числу учащихся в классе) участникам команды, после чего просит повернуться их к себе лицом. Задача команды как можно быстрее без слов, используя только мимику и жесты построиться по порядку номеров от 1 до 15. Переговариваться при этом они не должны.
Можно класс разделить на две команды и провести соревнование на скорость.

«Пойми меня»
Задание: Класс выстраивается в колонну (в затылок друг другу). Первый участник команды поворачивается к учителю и вытягивает один из предложенных ему вариантов видов спорта, которые написаны на карточках. После этого он поворачивается назад, хлопает по плечу 2-го участника команды. После того, как он к нему повернулся 1-й игрок без слов, используя только мимику и жесты, показывает впереди стоящему выбранный вид спорта (например: футбол,, фехтование, фигурное катание, волейбол, плавание и т. д., те, которые знакомы детям). Если 2-й игрок понял, он показывает это кивком головы и поворачивается вперед и хлопает по плечу следующему игроку, если же нет, то 1-й игрок повторяет свой показ. Последний игрок в колонне ничего не показывает, он только называет тот вид спорта, который ему показали. При проведении этого этапа важно проследить, чтобы игроки до того, как их попросят повернуться, не поворачивались.
«Ромашковый луг»
Необходимо сесть, закрыть глаза, расслабиться, послушать тишину, а потом представить себя в образе шмеля (стрекозы, бабочки и др.), сидящего под ромашкой. Надо постараться ощутить себя в его образе, посмотреть его глазами на мир.
Представьте, что вы забираетесь по стеблю ромашки на сам цветок. Вы видите над собой огромную каплю росы, в которой отражается всеми цветами окружающий вас мир. Вот вы в центре цветка качаетесь на тычинках. Потом взлетаете над ним все выше и выше. Вы видите под собой огромное поле ромашек. Полюбовавшись этим зрелищем, вы делаете круг, и возвращаетесь в исходное положение.
Итоги.

Тренинг «Ответственность за хулиганство»

Данная разработка направлена на повышение правовой грамотности, культуры поведения и соблюдения порядка в общественных местах детьми.
Цель - повышение правовой культуры молодежи и формирование у молодых людей навыков соблюдать правила этики и культурного поведения в обществе, знание нормативно правовой базы.
Нередко подросток, нарушив закон, думает, что он совершает всего лишь безобидный проступок. И это опасное заблуждение. А с помощью нашего тренинга мы постараемся научиться обходить эти заблуждения. Но сначала мы должны совместно принять правила поведения на тренинге, которые должны соблюдать все участники.
Принятие правил групповой работы. Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения:
1. То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения.
2. Нельзя унижать и оскорблять.
3. Нельзя употреблять нецензурные выражения.
4. Обращаться друг к другу только по имени.
5. Говорить по одному, при желании высказаться необходимо, поднять руку. 6. Указания тренеров не обсуждаются.
7. Нельзя выходить из группы без разрешения ведущего и т. д.
Кроме того, определяются штрафные санкции для нарушителей. Вывод участника за дверь является крайней мерой наказания. Самым оптимальным наказанием за нарушение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточно тяжело переживают, что им не разрешают высказать свое мнение, и этот фактор позволяет поддерживать дисциплину в группе. Необходимо, чтобы подростки сами предлагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, а я сам так решил».
1.     Знакомство «Что скрывается за именем»
Каждый участник в течение 5 минут готовится представить свое имя остальной команде, не называя его обычным способом, а используя «намеки». Т.е., он может назвать, нарисовать или показать - обозначить через другие ассоциации свое имя. Каждый участник может использовать только три намека – например, три устные ассоциации, или одну устную, один рисунок и еще одно движение. Команда пробует угадать его имя.
Шеринг: - Какие идеи показались вам самыми интересными, продуктивными?
- Считаете ли вы, что выбранные вами образы, оказались удачными, понятными для окружающих?
- Хотели бы вы что-либо изменить, если бы еще раз показывали свое имя.
2. Обсуждение в группе «Что хорошего и что плохого происходило в последние дни в моей жизни». Подростки рассказывают о том, что происходило с ними в последние дни, что было хорошего, а что плохого и почему. Это упражнение развивает у ребят способность к анализу и собственного поведения, и поведения своих друзей. Поэтому на вопрос «почему» следует требовать обязательного ответа, отказы от объяснений не должны приниматься.
3. Упражнение «Что такое ответственность»
Цель. Формирование представления об ответственности 
Задачи. Сформировать представление об ответственности за свои поступки; убеждение, что умеющий нести ответственность за свои поступки достоин уважения; умение прогнозировать последствия своих поступков и навык их анализа. 
Вводная часть. Актуализация знаний студентов о том, что такое ответственность. Предлагается рассмотреть разницу между понятиями «ответить на вопрос» и «Ответить за проступок» («базар»). Почему бывает трудно отвечать за свои поступки. В высказываниях подчеркнуть, что нести ответственность часто мешают страх наказания, унижения, опасение, что тебя не поймут и не простят. 
Основная часть. Формирование и уточнение представлений о том, что близкие люди, могут простить Друг другу большую часть житейских проступков; что умение прогнозировать последствия своего поведения и анализировать свои поступки помогает избегать ошибок в дальнейшем. 
Студентам предлагается привести примеры непоправимых ошибок и обычных, житейских ошибок. Подчеркнуть в высказываниях студентов, что большинство проступков подростков не являются непоправимыми ошибками.
Студентам предлагается придумать пример типичного житейского проступка (в группах или индивидуально). Затем желающий или представитель одной из групп рассказывает об этом проступке, а остальные (им предлагается занять позицию близких людей, друзей или родителей) анализируют его причины, пытаются найти оправдание ему. В высказываниях обучающихся еще раз подчеркнуть, что большинство рядовых проступков подростков не являются непоправимыми ошибками, которые близкие люди ему не смогут простить: 
Обучающимся предлагается вспомнить испытанные ими чувства, когда происшествие, связанное с их проступком, закончилось: чувство вины, облегчение, желание, чтобы это больше не повторилось. Предлагается, вспомнив какой-либо свой проступок, подумать как можно было бы поступить, чтобы не случилось неприятностей, При этом на раздумья дается не более одной-двух минут (не предлагать— высказываться, если дети не проявят такого желания; как вариант этого задания, можно привести пример из кинофильма или литературного произведения). Обратить внимание участников на то, что стремление предвидеть последствия своих поступков, а также умение анализировать то, что уже случилось, может помочь в дальнейшем в похожих обстоятельствах не совершать ошибок. 
Заключительная часть. Отработка личной стратегии. Обсудить смысл житейской мудрости «Не ошибается тот, кто - ничего не делает». Подвести участников к выводу о том, что доблесть не в том, чтобы никогда не совершать ошибки, а в умении признавать их; 
Обобщение полученных знаний. Обсудить, какие черты характера людей чаще всего приводят к неправильным поступкам, какие помогают их избежать (ответы можно записать на доске или бумаге в два столбика). I 
Подросткам предлагается закончить фразы: «Я чаще всего поступаю неправильно, потому что... (привести в качестве примера особенности своего характера)» и «Чтобы не совершать ошибок в поведении, мне следует опираться на такую черту своего характера, как...» 
4.     Упражнение «Сказка за сказкой»
Цель: Формирование представлений о необходи­мости законов.
Содержание:  подросткам предлагается сочинить сказку про тридевятое царство-государство, в ко­тором жили-были король и его народ. Группа де­лится на две подгруппы. Каждой дается свое за­дание. Первая группа пишет сказку про царство, где существуют законы и король следит за их ис­полнением. Вторая подгруппа сочиняет сказку про жизнь в царстве государстве без законов. На творчество отводится 15 минут.
Каждая подгруппа зачитывает свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:
·         В какой стране народу жилось лучше?
·         Нужно ли контролировать исполнение зако­нов?
·         Нужны ли законы вообще?
Заметки для ведущего.  Не нужно останавливать подростков в выражении их фантазии. Пусть придумывают, это развивает способность к анализу своих чувств и поступков.
5. Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности» Участникам предлагается ответить на вопрос, с какого возраста и за какие правонарушения несовершеннолетний привлекается к ответственности. Ведущий не поправляет ребят и не хвалит за правильные ответы, а лишь выслушивает предположения. Эти предположения записываются на ватмане и обсуждаются в группе.
6. Информационно – правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего»  Ведущий рассказывает подросткам о действующем законодательстве РФ, определяющем ответственность несовершеннолетних. «Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения. В каждой школе существует устав, в котором оговариваются правила поведения в школе, правила посещения занятий. Если ученик, достигший возраста 14 лет, неоднократно нарушал устав, его исключают из школы. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Если у него нет доходов, то ущерб возмещают его родители или опекуны. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а также те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью. Но несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации. Здесь и далее приводится правовая информация для ведущего, подросткам она дается в виде, доступном их возрасту и пониманию. Уголовная ответственность несовершеннолетних
 Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
 К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. ВИДЫ наказаний, назначаемых несовершеннолетним
 Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
 а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок. 67 Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности: за убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; кражу; грабеж; разбой; вымогательство; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложника; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хулиганство при отягчающих обстоятельствах; вандализм; хищение либо вымогательство оружия; боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Убийство - лишение человека жизни. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - нанесение травмы, опасной для жизни человека или повлекшей за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившейся в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшей значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью - нанесение травмы, не опасной для жизни человека и не повлекшей тяжелых последствий, но вызвавшей длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
Изнасилование - половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего. Вымогательство - требование передачи чужого имущества или права на имущество под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
Грабеж - открытое хищение имущества.
Кража - тайное овладение чужим имуществом.
Терроризм - совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Захват или удержание лица в качестве заложника - деяния, совершенные в целях принуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий - сообщение в милицию или иные правоохранительные организации информации, зная о том, что она ложная.
Хулиганство - грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
Вандализм - осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, рассматриваются в Уголовном кодексе как преступление. Так что, то, что вы, ребята, несовершеннолетние, не освобождает вас от ответственности перед законом, и поэтому вы обязаны выполнять законы и подчиняться им»
7. Просмотр видео ролика о правонарушениях
8. Составление памятки.
Как же не допустить правонарушение? Давайте совместно составим памятку, которую так и назовем -   как не допустить правонарушение.
1.      Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2.      Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
3.      Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
4.      Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
5.      Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность
9. Рефлексия «Получение обратной связи» - участники по кругу высказывают свое мнение о занятии, что понравилось, что оказалось трудным.
II. Заключение. Упражнение «Чемодан» Каждому участнику предлагается «собрать» себе чемодан в долгую жизненную дорогу. В этот чемодан нужно сложить все то, что они узнали на занятии, чему научились. После этого чемодан сдается в «багаж» — передается ведущему. Записи используются для оценки результативности тренинга. Некоторым ребятам может потребоваться помощь ведущего в определении приобретенного багажа знаний

Комментариев нет:

Отправить комментарий