РАДУГА ТВОРЧЕСТВА

РАДУГА ТВОРЧЕСТВА

Основы социальной жизни (ОСЖ)


Коррекционно-развивающие упражнения и задания по ОСЖ
 На доске записаны верные и неверные утверждения. Учащийся выбирает из них нужное, записывает их шифр в тетрадь. В итоге должно получиться слово, которое будет использоваться учителем на уроке. Учащимся нужно ответить на вопрос: можно отправлять в бандероли?
«П» - печенье в пачке.
«У» - печенье развесное.
«Б» - зажигалка.
«О» - блокнот.
«О» - повидло в стеклянной банке.
«Ч» - сухофрукты.
«Т» - часы наручные в упаковке.
«Р» - часы наручные без упаковки.
«А» - книга весом 300 г.
«Я» - книга весом 3000 г.
Ключевое слово - «ПОЧТА»
 Можно также на этом этапе использовать различные задания с опорой на несколько анализаторов, упражнения на классификацию, обобщение, задания на установление причинно-следственных связей. Например: (тема «Медицинская помощь») учитель зачитывает первое слово, дети называют второе.
  Задание «Найди причину»    Задание «Найди следствие»
Синяк - …………………….., падение, удар
Порез - …………………….., ноле, стекло
Царапина - …………….., падение
Утюг -…………………….., утюг, газ, плита
Двойка - ………………….,невыученный урок
Пятерка - ……………., хорошие знания
Синяк - ………………………….холод
Порез - ……………………, йод, бинт
Царапина - ……………….зеленка
Температура - ………………., градусник,таблетка
Двойка - …………………., огорчение
Пятерка - ……………………, радость
Дидактические игры 
«Посмотри и запомни»
Педагог предлагает детям посмотреть на стол и запомнить расположенные там продукты (или рисунки продуктов на наборном полотне). Потом дети отворачиваются от сто­ла и называют продукты, которые они запомнили. Называть может один ученик, а остальные его дополняют при необходимости; или каждый ребенок называет по одному продукту, пока не будут пере­числены все. Инструкция может усложняться: дети должны назы­вать продукты последовательно слева - направо (или наоборот).
«Чего не стало?».
На столе находятся продукты (либо на наборном полотне - их изображения). Дети отворачиваются или закрывают глаза. Педагог (либо один из учеников) убирает один- два продукта. Дети от­крывают глаза и называют, чего не стало на столе (наборном полотне).
«Что изменилось?».
Исходная ситуация та же, что и в предыду­щей игре. Но, когда дети закрывают глаза, педагог меняет продукты местами или добавляет один- два продукта. Дети открывают глаза и говорят, какие произошли изменения.
«Цепочка».
Ученик называет один продукт, другой ученик по­вторяет это слово и добавляет свое - тоже название продукта.
«Кто больше назовет (или запишет) продуктов?».
 Можно про­водить как соревнование между отдельными детьми и между груп­пами детей (между бригадами, командами), рядами, между мальчи­ками и девочками.
«Найди ошибку».
Педагог предлагает детям внимательно послушать, как он или какой-нибудь игровой персонаж будет называть продукт. При этом намеренно допускаются ошибки в виде перепутанного назы­вания продуктов (например, огурец называется морковью, хлеб - пиро­гом). Вместо называния или наряду с ним, можно использовать таблич­ки с надписями, Дети должны найти ошибки и исправить их.
«Волшебный мешочек»:
Дети рассматривают и называют продукты, которые лежат на столе (овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, конфеты и др.). Затем эти продукты помещаются в мешочек. Дети по очереди отгадывают по одному продукту из «волшебного мешочка», определяя его на ощупь;
Дети предварительно не рассматривают продукты, которые находятся в «волшебном мешочке». Нащупав в мешочке какой-ни­будь продукт, ученик называет его и после этого достает из мешоч­ка. Дети отмечают, правильно ли их товарищ назвал продукт;
Ученику предлагается найти среди продуктов в «волшебном мешочке» заданный продукт (например: «Достань морковь», «Най­ди и достань из мешка сушку»);
Педагог, опустив руку в мешок и нащупав один из продуктов, рассказывает детям о нем. Описанный продукт достается, если дети узнают его по описанию.
«Магазин».
Наборное полотно - словно полки магазина (две-три полки). На каждой полке размещены продукты. Детям предлагается назвать продукты, которые продаются в этом магазине (например: «Сколько полок в магазине?», «Что находится на нижней (верхней) полке?», «Сколько яблок в магазине?», «На ка­кой полке они лежат?»). Потом педагог сообщает, что в магазин приходил какой-либо иг­ровой персонаж (например: Буратино, Серый Волк) и купил некото­рые продукты. При этом часть рисунков незаметно прячется. Дети должны внимательно посмотреть на «прилавки» и сказать, что ку­пил этот персонаж в магазине.
Усложненный вариант игры: продукты, которые остались в ма­газине после посещения героя, меняются местами на своей полке или помещаются на другие полки.
Игра может продолжаться до тех пор, пока покупатели не раску­пят все товары, Роли покупателей могут выполнять и сами дети.
«Четвертый лишний».
Педагог предлагает детям выбрать три изображения продуктов + одно изображение посуды (или другой группы предметов); три изображения, например, молочных продук­тов + одно изображение мясного продукта и т. д. В данной игре можно использовать натуральные продукты, му­ляжи, изображения, слова (усложненный вариант).
«Наведи порядок».
В этой игре также могут использоваться как натуральные продукты, муляжи, так и изображения, слова. Опишу игру на примере использования картинного материала. На наборном полотне (на доске или у каждого ученика на парте) находятся в беспорядке рисунки двух (или более) групп предметов.
1. Педагог предлагает детям поделить рисунки на группы, опре­делив при этом количество групп, назвав эти группы и обозначив, в какую сторону надо поставить (положить) рисунки каждой груп­пы (например: «Разложите рисунки на две группы - продукты и по­суда. Слева поставьте (положите) рисунки, которые относятся к про­дуктам, справа - к посуде»);
2. Педагог определяет только количество групп, на которые надо поделить рисунки, не называя их, После выполнения дети рассказы­вают, почему одни рисунки разместили вместе слева, а другие выде­лили в отдельную группу справа (может быть и три-пять групп, например, при делении продуктов на молочные, мучные, мясные, овощи, фрукты);
3. Учащимся предлагается самостоятельно поделить имеющие­ся рисунки на группы (без определения педагогом групп и их коли­чества);
4. Среди рисунков двух групп предметов (например: продуктов и посуды; овощей и фруктов) находится рисунок третьей группы. Дети не должны отнести его ни к одной из групп.
«Не ошибись!»:
Педагог предлагает детям выбрать из набора рисунков только те, которые относятся к продуктам (или к какой-либо группе про­дуктов).
Педагог называет слова (или показывает изображения) и пред­лагает детям хлопать в ладоши, когда произносится слово-название (или показывается изображение) продукта (или только продуктов какой-либо группы);
«Назови слово»:
Игра проводится как соревнование между группами детей.
Педагог предлагает назвать предметы определенной группы (напри­мер: продукты; мясные продукты; овощи). Каждый ряд по очереди называет по одному предмету. Слова не должны повторяться. Если какая-либо группа детей не назвала слова, она пропускает ход. Игра продолжается, пока называются слова. В конце подсчитывается, сколько предметов назвала каждая группа учащихся;
Педагог называет обобщающее слово определенной группы продуктов, а дети, к которым он обращается, называют предмет на­званной группы (например: «Продукты!» - «Сыр, хлеб»; «Молоч­ные продукты!» - «Молоко, кефир»). Или наоборот: педагог называ­ет продукт, а ребенок, к которому он обращается, определяет группу, к которой относится названный продукт. Игра может проводиться с помощью мяча: отвечает тот ученик, которому бросили мяч;
3. В процессе игры педагог меняет задания: называет то обобща­ющее слово, то отдельный продукт какой-либо группы.
«Найди такой же предмет»:
Педагог называет обобщающее слово, а дети выбирают из на­бора соответствующий рисунок или все рисунки названной группы;
Педагог показывает изображение какого-нибудь продукта. Де­тям предлагается найти рисунок (либо все рисунки) той же группы предметов (например, продуктов или продуктов определенной груп­пы) и показать или поставить рядом с рисунком, который показывал педагог. Потом педагог спрашивает детей, каким обобщающим сло­вом можно назвать предметы, изображенные на рисунках.
«Найди ошибку»:
1. Педагог предлагает детям внимательно послушать Буратино и сказать, правду он говорит или нет (например: «Хлеб, колбаса, сыр, масло - это посуда», «Морковь, огурец, свекла - это молочные продукты»);
2. Буратино неверно выполняет задание «Четвертый лишний». Дети должны найти и исправить ошибки;
3. Буратино неверно выполняет задание «В магазине» (например: неправильно размещает таблички с названиями групп продуктов; неверно наполняет продуктами предложенные группы).
«В магазине»:
На столах-прилавках «магазина» размещены продукты по группам (либо их изображения, либо названия на доске). Педагог предлагает учащимся по набору продуктов определить каждую группу и положить соответствующие таблички с названиями на столы (или разместить на доске), Как дополнительное задание можно предложить детям дополнить каждую группу соответству­ющими продуктами (натуральными, их изображениями или на­званиями);
В каждой группе продуктов имеется один лишний продукт из другой группы (например, среди молочных продуктов - колбаса).
Дети должны определить, какой продукт «заблудился» и помочь ему найти свою группу («семью»);
На столах или на доске расположены таблички с названиями групп продуктов. Дети должны разместить продукты (натуральные либо их изображения, слова-названия) в соответствующей группе.
Это может осуществляться несколькими способами: дети размещают предлагаемые им продукты (натуральные, му­ляжи, изображения) соответственно группам: «Какие продукты от­носятся к этой группе?». Педагог может называть продукты, а дети определяют, к какой группе они относятся; педагог загадывает загадку, отгадав которую дети вписывают название продукта в соответствующую графу, или выбирают таблич­ку с соответствующей записью, либо находят изображение продукта или сам продукт, размещая его на соответствующем столе.
После размещения в каждой группе двух-четырех продуктов пе­дагог может предложить детям продолжить выполнение задания, от­ветив на вопрос: «Какие продукты этой группы вы еще знаете?» или «Какие еще молочные продукты вы знаете?».
Эта игра может проводиться как игра-соревнование.
«Мы готовим»:
Каждому ребенку дается задание: отобрать («купить») в «ма­газине» продукты (натуральные или их изображения), необходимые для приготовления какого-либо блюда. При этом возможны ситуа­ции, когда одинаковые задания будут у нескольких детей. В данном случае представляет интерес сравнение выполнения одинакового задания разными детьми. Воспитанникам предлагается из ряда продуктов (натуральных или их изображений) отобрать в одну миску те, из которых можно приготовить одно блюдо, в другую - другое (например, для супа и
компота).
Воспитанники делятся на группы (бригады). На доске педагог вывешивает меню для каждой группы детей (или раздает записан­ное на карточках меню).
Например, предлагаются меню для завтрака:
Меню 1                                                    Меню 2                                                                Meню 3
Каша гречневая                                    Яичница                                          Каша манная
Бутерброд с колбасой           Бутерброд с сыром            Яйцо всмятку
Чай                                           Молоко                                        Какао
Члены каждой группы обсуждают, какие продукты нужны для при­готовления блюд предложенного им меню, Затем представители от каждой группы подходят к столам, где расположены продукты (нату­ральные или их изображения), выбирают необходимые и приносят своей группе. Члены бригады смотрят, что принес их товарищ, одоб­ряют его или вновь посылают «в магазин», В юнце игры каждая груп­па должна объяснить, почему были «куплены» те или иные продукты.
Игра может быть усложнена (если позволяют возможности де­тей) тем условием, что дети сами составляют меню для завтрака (обе­да, ужина, сладкого стола).
НЕСТАНДАРТНЫЕ ИГРЫ 

СОЛНЦЕ МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ
Нарисуйте на доске солнце материнской любви и попросите детей перечислить все пре­красные качества своих мам. Все перечис­ленное детьми — это лучи солнца материнской любви. Попросите детей написать, какие прекрасные качества появились в них под воздействием лучей этого солнца.
ФАМИЛЬНОЕ ДЕРЕВО Попросите детей нарисовать свое фа­мильное дерево. Объясните, что фамиль­ное дерево должно включать имена всех известных детям родственников.Для выполнения этого задания попросите детей в течение двух недель собирать о своей семье подроб­ную информацию и приложить все усилия, чтобы как можно больше узнать о людях, давших начало их семье. Дети также могут указать профессии и места рож­дения своих родственников. Дерево следует строить, начиная с корня, располагая имена родственников последовательно.Затем попросите детей ответить на вопросы:
 В вашем роду больше женщин или мужчин?
 Какие виды деятельности и профессии встре­чаются наиболее часто?
 Существуют ли какие-либо общие духовные ценности, передающиеся в вашей семье из по­коления в поколение?
 Живут ли члены вашей семьи в одном городе, или они живут в разных местах?
 С какими из них вы поддерживаете дружес­кие отношения, и почему?
 Если бы вы устроили торжество и пригласи­ли всех своих родственников, кто из них при­шел бы на это т оржество?
 Как вы думаете, важно ли поддерживать дру­жеские отношения со всеми своими родствен­никами?  

 Моделирование реальных ситуаций 
Ситуация 1. Мама ушла к соседке с младшим братишкой. Оттуда звонит и просит принести белье, чтобы перепеленать ребенка. Боря собирает белье и несет к соседке.
Ситуация 2. Мама выкупала ребенка и просит дочь помочь ей одеть и запеленать малыша.
Ситуация 3. Мама собралась с малышом в поликлинику и про­сит Гену собрать ей на смену одежду и белье для маленького.
Ситуация 4. Бабушка обращается к внуку и говорит: «Что-то плачет наша Машенька, не мокрая ли она? Посмотри, сме­ни подгузник».
Ситуация 5. Лето, тепло. Мама просит Машу погулять с ма­лышом и взять все нужное с собой, чтобы не заходить домой. Маша взяла воды, соску, погремушку. Что она забыла?
Ситуация 6. Вася остался дома с младшей сестренкой. Через некоторое время она стала кричать. Вася дал ей попить — кри­чит, покачал — кричит, дал соску -  кричит. Что еще надо сде­лать Васе?






Комментариев нет:

Отправить комментарий